Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях в развитых странах малое предпринимательство вносит существенный вклад в инновационное развитие национальной экономики, используя свои конкурентные преимущества в гибкости и оперативности принимаемых решений.
С развитием малого предпринимательства создаются дополнительные рабочие места, оптимально используются местные сырьевые ресурсы, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами. Малое предпринимательство способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, росту реальных доходов населения и повышению качества их жизни.
К сожалению, в настоящее время, роль малого предпринимательства в Российской Федерации заметно снижена, чем в таких развитых странах, как США, Япония, Китай и многих других. Во многих странах мира малое предпринимательство обеспечивает основную долю ВВП, доминируя как по количеству в общем числе предприятий, так и по объемам произведенного товара и оказываемых услуг. Поэтому дальнейшее развитие экономических отношений тесно связано с повышением предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования.
Однако ошибочно считать, что малое предпринимательство в Российской Федерации, в отличие от среднего и крупного бизнеса не оказывает существенного влияния на хозяйственную деятельность страны. Кроме того, нельзя упускать тот факт, что собственники малых предприятий в большей степени могут быть заинтересованы в дальнейшем развитии своей организации, так у них проявляется высокий уровень личной мотивации в достижении наибольшего финансового успеха.
Поддержка и развитие малого предпринимательства со стороны государства — это необходимый элемент повышения социально-экономического уровня жизни населения. Малое предпринимательство в большей степени может адаптироваться под возможные изменения рынка, тем самым сохранив стабильность в экономике и жизни граждан государства. Поступательное развитие малого бизнеса с целью минимизации потерь в случае возможного экономического кризиса на настоящее время является важным вкладом в будущую экономическую стабильность страны и социальную жизнь населения.
Целью работы является изучение развития малого предпринимательства в условиях рыночной экономики.
В связи с вышеизложенным, задачами данной работы являются:
1. Раскрытие сущность и значение малого предпринимательства в экономике.
2. Проанализировать состояние малого предпринимательства в России.
Объект исследования – малое предпринимательство.
Предмет исследования – особенности развития малого предпринимательства в России.
Теоретической основой исследования выступают работы таких авторов как Берджес Д.Ф., Гукежева М. Х., Каштанов Н. Н., Медведева Е. А. и других.
Исследование сущности малого предпринимательства позволяет раскрыть и понять важные функции, значимость малого предпринимательства для национальной экономики государства. Основные функции, принципы и методы управления малым предпринимательством, раскрываемые в исследовании, способствуют эффективному развитию субъектов малого предпринимательства, позволяя гибко адаптироваться к изменениям на рынке, сохраняя при этом конкурентное преимущество.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Сущность и значение малого предпринимательства в экономике
1.1 Генезис развития малого предпринимательства в России
Успешное развитие субъектов малого предпринимательства в том или ином государстве обеспечивают национальной экономике стимулирование рыночной конкуренции. Это связано, в первую очередь, с эффективным использованием имеющихся экономических ресурсов, расширением внешних торговых взаимосвязей, снижением отрицательного влияния проблемы занятости населения, а также проведением инновационной политики в повышении уровня функционирования структур малого бизнеса. Сегодня развитие малого предпринимательства в России осуществляется не только в рамках существующей экономической политики и развития цифровой экономики, но и на основе того исторического опыта, который накапливался в стране и мире много веков.
Торговая деятельность является исторически первым видом предпринимательства, послужившего фундаментом для развития иных видов предпринимательства (аграрное, промышленное и т.п.) и образования Древнерусского государства, высокого уровня экономического и военного могущества Киевской Руси .
Следующий шагом в развитии предпринимательства в России стала эпоха феодализма, прежде всего, вследствие формирования новых внутренних рынков и изменения характера торговли. В эти годы в экономическом и культурном отношении Русь развивалось по европейскому пути, лишь с некоторыми особенностями и находилась на уровне других европейских стран. Но Монголотатарское нашествие и иго Золотой Орды изменило путь экономического развития, постепенно ускорявшийся ход экономической жизни большинства русских земель. На данном этапе усилилась связь с Востоком, в экономику княжеств вошли многие элементы азиатского пути развития, стало заметно отставание Руси от Западной Европы.
Впоследствии развитие предпринимательства в Московской Руси (XIVXVII вв.) тесно было связано с усилением власти великого князя. Предпринимательство в данный исторический отрезок времени развивалось, но под жестким давлением со стороны государственной власти .
Промышленное предпринимательство, за исключением частного предпринимательства на добычу и сбыт соли, фактически не развивалось вследствие монополизации государством этого вида деятельности. Ярким примером такого исключения являлась предпринимательская деятельность династии Строгановых. Кроме того, объективно осложняли торгово-промышленное развитие острейший политический кризис, ужесточение крепостного права и иностранная интервенция.
Рубежом, отделявшим самобытную византийско-азиатскую Россию от государства, стремительно сближающегося с европейской цивилизацией, является правление Петра I в начале XVIII века. В данный период времени осуществляется процесс приобщения к передовым западноевропейским знаниям, происходит усиление социального престижа предпринимательства. В частности, Петр I освободил от казенных городских служб и других повинностей хозяев фабрик и заводов, кроме того, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.
Новые шаги в развитии малого предпринимательства были сделаны в период царствования Екатерины II и связаны с законодательным подтверждением правового статуса предпринимателей . Предпринимательская деятельность стала доступна фактически всем слоям общества, появились новые ее новые формы (дворянское и крестьянское предпринимательство). Вместе с тем, специфика социально-экономического развития России второй половины XVIII – начала XIX в. и крепостничество сдерживали развитие страны.
Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года, которая дала импульс интенсивному развитию частного предпринимательства (торгового, промышленного, банковского, аграрного) в России. Возросла роль частного капитала в становлении крупной индустрии, железнодорожном строительстве и банковском деле, резко ускорился процесс капитализации российской экономики. В 1861 году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк, позже прошли первые форумы отечественных предпринимателей. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. Получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства и уже к 1873 году в стране было учреждено 357 акционерных обществ.
Серьезные перемены в развитии предпринимательства произошли в годы Первой мировой войны и в последующий период . С 1917 года экономика нового общества характеризовалась отсутствием частной собственности, товарноденежных отношений, предпринимательства. Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В условиях политики военного коммунизма, сопровождавшейся национализацией предприятий, малое предпринимательство приобрело «теневой» характер.
В конце 80-х годов сильнейший мировой экономический кризис, радикальные экономические реформы, начавшиеся в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны потребовали принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как предпринимательство, частная собственность и конкуренция.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 16.04.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть II). - Ст.2162.
2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 15 (Часть IV). - Ст. 2198.
3. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке: постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 (ред. от 31.03.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 1. - Ст. 58.
4. Берджес Д.Ф. Основы управления малым бизнесом / Д.Ф. Берджес, Д. Штайнхофф. – М.: Бином, 2017. – 258 с.
5. Гукежева М. Х. Социально-экономические истоки трудностей становления малого и среднего предпринимательства в России в постреформенный период / М.Х. Гукежева // Интернет-журнал науковедение. - 2017. - № 2. - С. 14-17.
6. Каштанов Н. Н. История развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы / Н.Н. Каштанов, И.А. Курьяков // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2018. - № 5. - С. 1-3.
7. Корноухова Г. Г. История российского предпринимательства / Г.Г. Корноухова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 287 с.
8. Кох Л.В. Трансформация сущности предпринимательства / Л.В. Кох // Вестник Ленинградского государственного университета. - 2019. - №1(6). - С. 43-47.
9. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2018. – 658 с.
10. Лапуста М. Г. Малое предпринимательство / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. - Москва: ИНФРА-М, 2018. – 357 с.
11. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов. Под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандарова – 2-е издание. - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2019. – 290 с.
12. Медведева Е. А. История развития малого предпринимательства в России: влияние на экономику в разные годы / Е.А. Медведева // Современный специалист-профессионал: теория и практика. - 2019. - № 1. - С. 72-76.
13. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf.
14. Официальный сайт Центра оказания услуг «Мой бизнес» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мойбизнес.рф/support/lgotnyy-kredity-dlya-biznesa-po-stavke-do-8-5-kak-poluchit.
15. Охилькова Л. В. Современные проблемы формирования финансовых ресурсов малого и среднего предпринимательства / Л. В. Охилькова, И. В. Синицына // Kant. - 2019. - № 2 (19). - С. 119-124.
16. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/864/events/.
17. Савичев О.П. Экономика и организация малого предпринимательства / О.П. Савичев, Н.А. Зискель, С.В. Трифонов, А.И. Цапук. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. – 487 с.
18. Улицкий М. П. История развития малого и среднего предпринимательства в России / М.П. Улицкий, А.О. Холодова // Международный академический вестник. - 2020. - № 4 (10). - С. 65-67.
19. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/.
20. Эррера Л. М. Малый бизнес – ретроспектива и тенденции развития / Л.М. Эррера // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 2-1. - С. 108-112.